Развитие креативности

Здравствуйте, друзья и читатели блога! Как у вас обстоят дела с креативностью? Фонтанируете идеями или трудно придумать что-нибудь новое? Если срочно нужны новые идеи, но с ними туго, то вам в помощь упражнения для развития креативности. На самом деле методик развития креативности достаточно много. Я описала самые простые и доступные каждому. Можно применять одну или несколько разных, в зависимости от поставленной задачи. Методики используют как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Развитие креативности

1. «Мозговой штурм» — позволяет генерировать множество идей за короткое время. Метод достаточно известный и применимый. Техника используется в группе (от 4 до 12 человек) или индивидуально.

Смысл ее в том, что в течение 15-20 минут называются любые, самые необычные и сумасшедшие идеи. За это время нужно как можно больше идей придумать, качество и критика на этом этапе не допустима. Затем наступает фаза оценки, которая длится 30-40 минут. Важно отделять стадию оценки от фазы поиска идей. Теперь можно приступать к критике. Производится тщательный отбор идей, и изучаются лучшие из них.

2. Метод коллективных записей. Подходит для групповой работы. Каждому участнику дается лист бумаги с написанным на нем вопросом. В течение определенного времени, он прорабатывает проблему и пишет варианты ее решения. Затем бумага передается другому участнику, который дополняет этот вопрос своими предложениями. Через определенное время записи собираются, и происходит их обсуждение.

3. Составление ментальных карт. Составление ментальных карт разработал Тони Бузан. Метод активизирует пространственно-образное мышление. Здесь очень важна индивидуальная работа, так как ментальные карты это отражение вашего мышления и настоящее значение они имеют для того, кто их изготовил.

Техника работы: берется большой лист бумаги, лучше всего формата А4 и цветные ручки. В центре листа пишется или рисуется нужная тема. Далее от нее разными цветами отходят стрелки и пишутся понятия, вытекающие из темы. Затем эти понятия дополняются и конкретизируются. Со временем, ментальные карты можно исправлять, или дополнять новыми связями, цепочками, понятиями.

4. Карточки идей. Помогают в групповой или индивидуальной работе. Метод похож на ментальные карты, но здесь нет четкой структуры.

Техника работы: на отдельных карточках или стикерах пишутся ключевые слова по теме. Карточки можно менять, передвигать, удалять, заново комбинировать. Как вариант записи могут содержать слова, фразы или картинки.

5. Мыслительные стулья Уолта Диснея. В этом методе активно используется воображение. Для работы нужно 3 стула, бумага и ручка.

Техника работы: стул мечтателя. На этом стуле вы придумываете самые нелепые и смешные идеи, мыслите «задом наперед», фантазируете и придумываете самые отчаянные и дурацкие сочетания. Нельзя только думать всерьез.

На втором стуле реалиста, подхватывайте идеи мечтателя, развивайте их, но уже планомерно и благоразумно.

Развитие креативности

На стуле критика сомневайтесь в идеях, критикуйте их, думайте, что можно в них исправить. Не рекомендуется долго сидеть на одном стуле, необходимо их чередовать. Заканчивать эту технику лучше на стуле реалиста.

6. Мыслительные колпаки де Боно. Вместо колпаков разрешено использовать карточки различных цветов. Работа групповая. Каждому участнику дается колпак определенного цвета, который имеет свое значение. Участник должен выразить мнение относительно проблемы исходя из надетого на него колпака.

Белый колпак – означает информацию и факты. Что у вас есть, какие фаты еще нужны?

Красный – соответствует чувствам и интуиции. Что у вас на душе?

Желтый – оптимистичный образ мысли. Каковы преимущества проекта?

Зеленый – соответствует креативности. Новые идеи. В чем оригинальность?

Синий — руководит собранием. Больше объективности. Установка приоритетов.

Черный – критика и сомнение. Обладатель этого колпака сдерживает слишком мечтательных участников и призывает к осторожности.

7. Анализ слов-раздражителей. Применяется в групповой и индивидуальной работе. Вам потребуется словарь, карточки с написанными на них случайными словами (не менее 100 штук).

Техника работы: задайте себе вопрос, на который ищите решение, затем из словаря наугад ткните на первое попавшееся слово. Или вытяните любую карточку со словом. Затем анализируйте это слово, что оно обозначает, как применяется, с чем оно связано. И так далее. Ответы записывайте, их должно быть не больше десяти. На следующем этапе, подумайте, как связаны записанные ответы с вашей проблемой. Найдите эту связь или создайте ее.

Применяя эти техники на практике, можно значительно улучшить количество креативных идей. Появится хорошая возможность находить нестандартные решения в различных ситуациях. А еще, с помощью этих методик, вы всегда найдете выход из любых проблем. Используйте их на здоровье! Надеюсь моя статья поможет вам в таком деле как развитие креативности.