Отчет о пешем походе Ялта-Севастополь

При планировании маршрута я использовала уже существующий с одного сайта, несколько его видоизменив. Начальной точкой маршрута была Ялта, точнее — Ялтинский зоопарк и Поляна сказок, где неподалеку начинается Боткинская тропа. Она ведет вверх в сторону Ставрикайской тропы, которая выходит прямо на Ай-Петринское плато. Этих двух троп не было в первоначальном маршруте, но они были включены в наш собственный вместо Таракташской тропы, которую мы уже проходили прошлым летом. Обо всех тропах, ведущих на Ай-Петри, есть достаточно большое количество информации в интернете. Продолжение отчета находится здесь — Пешие походы по Крыму: Долина Привидений и ущелье Хапхал.

Следующее отличие от первоначального маршрута, не менее существенное, — это противоположное направление движения. Начинали мы, как я уже сказала, с Ялты, а закончили на мысе Сарыч, и получилось довольно неплохое завершение с морем в конце. Конечно, в Ялте тоже есть море, но, во-первых, мне показалось не очень хорошей идеей самый сложный участок маршрута оставлять на конец похода (я имею ввиду восхождение на Ай-Петри), а во вторых — дикий пляж все же более интригующая штука, чем забитый ялтинский пляж. А посему — так и порешили). Поход был намечен на середину июля, билеты куплены заранее (где-то за две-три недели).

День первый

Приехали в Ялту мы утром, кто на троллейбусе Симферополь-Ялта, а кто на автобусе. Сразу же от автовокзала двинулись на маршрутке до остановки «Поляна Сказок». Пришлось немного походить туда-сюда, чтобы отыскать дорогу до Боткинской тропы. Пройдя немного по дороге от входа в Ялтинский зоопарк, мы сразу и не заметили небольшой камень, который указывал дорогу в сторону тропы. Люди, проходящие мимо, подтвердили, что мы движемся в правильном направлении, и мы вскоре нырнули в лес. Тогда уже был полдень, и солнце палило во всю, так что это было первой нашей победой. Совсем скоро мы увидели надпись «Боткинская тропа» и уже были полностью уверены в том, что движемся правильно.

Информация об объекте:
Боткинская тропа проложена русским врачом-терапевтом Боткиным. Начинается чуть севернее ялтинской Поляны сказок. Ведет до скалы Ставри-Кая по левой стороне долины р. Учан-Су. Протяженность: 4,6 км. Координаты: 44°29’57″N 34°6’22″E.

Именно по этой тропе мы и начали свой подъем на Ай-Петри. Учитывая, что мы начали подниматься в полдень, желательно было бы успеть подняться на плато до темноты и поставить палатки. На Боткинской тропе по пути нам несколько раз встречались люди, причем налегке, без огромных рюкзаков. Разумеется, не все ставят цель пересечь Ай-Петри и сигануть, к примеру, в Каньон, много людей просто прогуливается здесь до конца тропы и обратно. И это, между прочим, тоже неплохое занятие, ведь природа здесь действительно красивая, а сама тропа хорошо оборудована ступеньками и часто встречающимися лавочками, где можно перевести дух. Уклон на протяжении всей тропы не очень большой. В некоторых местах он и вовсе сходит на нет, в одном из таких мест по дороге через овраг проложен деревянный мост с немного подгнившими досками. Далее — опять подъем, и после некоторого времени выходим к водопаду Яузлар.

Водопад Яузлар — комплексный памятник природы. Переводится как «рот», «уста», «устье». Располагается на одноименной реке Яузлар, левом притоке Учан-Су. Состоит из двух каскадов. Высота водопада: 6 метров. Координаты: 44°30’4″N 34°6’9″E.

Неожиданно красивое место. В водах Яузлара можно охладиться и набраться сил для дальнейшего пути. А впереди — еще сложнее. После небольшого привала дорога лежала вверх по руслу Яузлар до мостика у Верхнего Яузлара. Так как мы проходили здесь летом, воды было не особо много. После моста уклон тропы увеличивается. Начинается самый сложный отрезок Боткинской тропы. После подъема выходим прямо к высокой скале на смотровую площадку на скале Куш-Кая. Отсюда видно, что скала Ставри-Кая, на которой заканчивается наша тропа, уже совсем близко. Последний подъем — и мы у развилки: налево, к скале Ставри-Кая, еще продолжается Боткинская тропа, направо — по Штангеевской можно спуститься к водопаду Учан-Су. Но мы отправляемся по третьей тропе — Ставрикайской — далее на Ай-Петринскую яйлу.

Информация об объекте:
Ставрикайская тропа. Сначала она была только частью Штангеевской тропы. Более сложная по прохождению, чем Боткинская. Набор высоты: около 600 м. Тропа не маркирована, но хорошо протоптана. Длина тропы: 9,5 км. Координаты: 44°30’2″N 34°5’29″E.

Ставрикайская тропа отняла у нас много сил, здесь встречается несколько мест с очень крутым подъемом. Поэтому часто приходилось делать остановки, чтобы восстановить дыхание. На мой взгляд, это был наиболее сложный отрезок пути на протяжении всего недельного маршрута. По пути мы не встретили ни одного человека. Те, кто спускается с Ай-Петри к Ялте, предпочитают, в основном, Таракташскую тропу, которая ведет прямо от метеостанции. Когда мы вышли, наконец, на плато, солнце уже садилось. В конце тропы мы увидели обозначение окончания (начала) тропы в виде груды камней. В этом месте очень много зарослей можжевельника. Палатки расположили неподалеку. Так закончился первый (и, как оказалось, самый сложный) день маршрута.

День второй

Утром на Ай-Петри выпала роса, ночевать на плато оказалось довольно прохладно. У нас закончились запасы воды, поэтому встали мы рано, чтобы до жары успеть спуститься в лес, а далее — добраться до ближайшего источника. В этот день нам предстояло добраться до тур стоянки «Баш-Дере», которая расположена прямо у «входа» в Большой каньон. Движение по маркированным и протоптанным тропам закончилось, поэтому пока смутно представлялось, как эта цель будет достигнута.

Как только двинулись дальше, сразу наткнулись на развалины какой-то плотины, возможно, сооруженной для удержания снега. Интересно, что в интернете я не нашла более-менее подробного описания, что же это такое. Развалины протягиваются далеко в сторону метеостанции, а на картах Wikimapia они обозначены просто как «Руины стены». Вдалеке виднелись купола метеостанции, мы двинулись сначала в их сторону по дороге, но путь лежал не к зубцам Ай-Петри, а поворачивал направо недалеко от т. н. Лысой горы. Такое название она получила потому, что, в отличие от соседних пиков, на ней было мало деревьев. Повернув направо, мы не сразу сообразили, куда же двигаться дальше. Одним из «указательных знаков» был памятник партизанам на одной из возвышенностей. Далее встретившиеся нам местные люди объяснили, куда идти и даже дали с собой пару бутылок воды. Поблуждав еще немного, мы все же вышли на правильную дорогу и опять зашли в лес, оказавшись по другую сторону Лысой горы. По описанию, которое я нашла в интернете, говорилось, что нужный поворот сразу за третьей поляной по лесу. И точно, как-только мы вышли на третью, то увидели слегка заметную вытоптанную тропу, которая вела далеко вниз. Это было начало прохода Баш-Дере-Богаз.

Информация об объекте:
Проход Баш-Дере-Богаз — проход между Куру-Узенской котловиной и северной частью Ай-Петринской яйлы; в 1 км. на СЗ от г. Лысая, 3 км. на 3 от г. Рока (тюрк, баш: верховье, голова; дере: долина, балка; богаз: горло, горный проход, перевал). Координаты: 44°30’48″N 34°2’15″E (Взяты из Wikimapia).

Впереди лежал приятный путь: один только спуск, а в конце — источник Баш-Дере, где можно было запастись водой. По дороге мы встретили двух людей, которые окончательно подтвердили, что мы движемся правильно. Чем ниже мы спускались, тем более влажным становился воздух, и вскоре мы дошли до того самого источника в устье реки Куру-Узень.

Река Куру-Узень и родник. Левый исток р. Аузун-Узень; собирается из нескольких ист. в широкой лесистой котловине между гг. Куш-Кая и Кизил-Кая; родник не обустроен, на местности и на картах не обозначен. Название родника неизвестно, поэтому здесь назван по имени балки. Координаты родника: 44°31’22″N 34°2’19″E (Взяты из Wikimapia).

От родника до туристической стоянки оказалось совсем недалеко, и позже мы еще один раз возвращались сюда за водой. Туристическая стоянка на широкой поляне обрадовала: здесь даже дрова заготовленные были. А деньги с нас никто не собирал, место глухое, вокруг одна природа. Вверху над нами величественно возвышается массив Бойка, а с других сторон — густые деревья. Связь здесь не работает, а заработает она только на выходе из Каньона. Мы решили все же остановиться здесь на ночлег, хотя еще был самый разгар дня, а завтра с утра отправляться в Каньон. А река Куру-Узень, кстати, оказалась не такой уж пересохшей, ничего не помешало принять «ванну» в вымытых эрозией углублениях русла.

О продолжении похода вы можете прочитать в иных статьях блога.