Из одной крайности в другую

Изложенные в данной статье мысли стары как мир, они существуют с того самого времени, как появилась гуманистическая идея. Пожалуй, как раз с этого момента и начался новый период в истории Человечества, который можно охарактеризовать постоянной борьбой фанатиков и гуманистов. Причем гуманисты всегда проигрывали в этой битве. Как сказал когда-то Фридрих Шиллер: «Против человеческой глупости бессильны даже боги».

А посему мои размышления есть более результат изучения позиций неофрейдизма и литературы известных философов-гуманистов, которые помогли мне осознать все то, что назревало в моей голове, но не могло найти словесной формы, чем анализ политической ситуации где-либо.

Из одной крайности в другую

В прошлых своих статьях я много говорила о негативном влиянии капиталистической установки на человеческую личность. И о том, что культурная деградация и упадок всяких моральных ценностей в силу полной переориентации человеческих устремлений на безудержное потребление имеет место быть.

Угроза авторитаризма

Однако следующий логический ход, который следовало бы сделать, — это попытаться понять, к каким последствиям может привести бессилие человека в его попытке изменить окружающую обстановку. И у нас уже есть определенный исторический опыт в этом плане. Я имею в виду те случаи, когда чувствуя свое бессилие, народ поддерживал грубую силу и идеи в духе авторитаризма. А это есть полный отказ от гуманизма и бегство от своей свободы.

Человек перестает ДУМАТЬ, ибо принимает мнение какой-либо внешней силы в качестве авторитета. А кто сказал, что этот авторитет идеален? Объективность всякого суждения в этом случае сводится к нулю. Ведь уход от свободы сродни тому, чтобы спрятаться от окружающей истины под одеялом, это может облегчить страдания человека, подавить их, но никак не избавиться от них.

Все те же рычаги…

В последнее время я стала замечать популярность лозунгов в духе патриотизма, провозглашающих борьбу за национальные и культурные ценности, за возрождение нации и прочее в этом духе. С одной стороны, можно только аплодировать, но все же… Подобные идеи можно увидеть и у некоторых борцов за здоровый образ жизни, которые особенно любят подчеркнуть значение национальности в этом вопросе. Мол, «русский – значит трезвый» и т. д. Возникает вопрос: как понятие «русский» может вообще соотноситься с понятием «трезвый»? Ответ довольно прост: человек находит свою силу в принадлежности к какой-либо высшей формации. И чем больше бессилие народа перед окружающей обстановкой, тем больше стремление к растворению индивидуума в высшей силе.

Из одной крайности в другую

Разумеется, эти формации в большей степени абстрактны, и именно это представляет наибольшую опасность для человеческой свободы. Ведь в этой «всеобщности» сокрыты те рычаги, с помощью которых правительство легко может манипулировать населением.

Что может быть важнее жизни?..

Явление общественного нарциссизма, которое описал Э. Фромм в своей работе «Душа человека», невозможно побороть полностью, ибо оно есть единственная замена нашему животному инстинкту самосохранения. Действительно, мы должны хотя бы во что-то верить, чтобы иметь силы для достижения определенных целей. Но тогда почему бы не изменить собственно сам объект проецирования нашего нарциссизма? Почему бы не признать, наконец, все достижения Человека, достоянием именно Человечества, а не конкретной нации или государства?

Истинно мыслящий человек должен понимать на самом глубоком уровне: единственная истинная ценность, которая вообще может быть – это человеческая жизнь и благополучие каждого человека в отдельности. Это главный принцип гуманистической мысли. И здесь нет места никаким национальным идеям. Особенно в их фанатическом проявлении. Самое большое заблуждение, которое дает основу для существования коррупции и бюрократии, — это то, что совокупность единичных воль дает некую «всеобщую волю» народа.

Возможно, человечеству придется еще не раз наступить на одни и те же грабли, чтобы понять: единственная революция, которая может принести пользу для каждого – это духовная революция. Это подразумевает не принятие каких-либо идей извне, а саморазвитие по инициативе каждого из нас. К лучшей жизни невозможно прийти, будучи гонимым ненавистью к старой.

Не маньяки и воры представляют наибольшую опасность для человека. А знаете, кто? Люди с виду принципиальные, с четкой ценностной установкой. И я не побоюсь этого слова, — моральной. Те люди, которые действительно будут верить, что совершают благое дело, прикрываясь абстрактными принципами национализма, патриотизма и радикальной религии. Я не нигилист, кто бы как не подумал, но система ценностей может строиться на совершенно разной основе. И если это не принципы гуманизма, то это будут определенные социальные условия, которые явились причиной появления того или иного социального характера. Ведь любое общество с какими-либо деструктивными силами уже в самом себе содержит предпосылки образования нового, которое и будет являться его отражением…