Большой каньон Крыма

Большой Каньон Крыма представляет собой узкую глубокую расселину, ориентированную на западо-восток. Длина каньона более 3 километров, глубина до 350 метров. По дну Большого Каньона течет река Аузун-Узень. Она тянется ломаной линией вдоль северного края Ай-Петринской яйлы. Сформировался каньон под действием водной эрозии около 1,5 – 2 млн. лет назад на месте тектонической трещины.

Статья посвящена такой достопримечательности как Большой Каньон Крыма и тому как мы осуществляли его прохождение. Иные отчеты о посещении Крыма ищите через поиск по блогу. Особенно рекомендую почитать про Ай-Петри. Итак, начну с третьего дня.

День третий

Ночевать на туристической стоянке в Куру-Узенской котловине оказалось намного лучше, чем на Ай-Петринском плато. Всего метров 500 – 600 вниз, а изменение климата чувствуется очень хорошо: воздух немного теплее и не такой влажный по утрам. Кстати, место, где мы ночевали, называют Оленьей поляной. Такого топонима нет, это название браконьерской заимки, заимствованное туристами, — такую информацию я нашла в интернете. Ночь здесь самая звездная, так далеко от цивилизации мы уже ночевать не будем. А потому рекомендую насладиться здешней природой.

Встали мы рано, где-то в 5 утра, и начали собирать вещи, готовясь отправиться к главному пункту назначения нашего недельного похода, — к Большому Каньону. Сходили за водой к источнику и половину бутылок наполнили водой. Половину – потому как источник еще встретится ближе к концу каньона (а со стороны проведения экскурсий (с. Соколиное) – ближе к началу). Так что если вы будете следовать схожим маршрутом, рекомендую слишком не загружаться водой, тем более что в Каньоне не очень-то жарко.

Большой Каньон Крыма

Мы вышли из поляны и вернулись на основную тропу. Один раз тропа пересекла русло и вывела нас к уже хорошо протоптанной тропе, которая ведет вдоль русла реки. Здесь уже думать особо не приходится: просто входим вместе с рекой Куру-Узень в верховье Большого Каньона.

В 1923 году профессор И. И. Пузанов, изучая горный массив Бойка, наткнулся как-то на край пропасти Каньона, а в 1925 году был снят фильм об этом месте. Разумеется, о каньоне знали уже задолго до этого, и русским путешественникам он был известен как Караколезское ущелье, просто, по всей видимости, тогда не популяризировались уголки природы, располагающиеся вблизи частных владений.

Чем больше входишь в Каньон, тем выше и величественнее становятся его стены. Через 500 – 700 метров мы видим небольшой грот в левом борту каньона. По описанию на правом борту – пересыхающий летом каскадный водопад Йохаган-Су, воды которого, встречаясь с рекой Куру-Узень, образуют уже Аузун-Узень.

Большой Каньон Крыма

За водопадом ущелье все больше сужается, появляются небольшие эрозионные ванночки с водой. Проход несколько затрудняется. В некоторых местах нам приходилось карабкаться то на правый, то на левый борт, чтобы обойти препятствия. Вскоре мы встречаем огромный валун, преграждающий путь, а за ним – большой эрозионный котел. Кое-как спускаемся с этого огромного камня, далее через эрозионные ванны уже проложены бревна, по которым можно осторожно пройти.

Вскоре путь становится немного легче, а воды – все больше. Здесь необходимо соблюдать некоторую осторожность, дабы не поскользнутся на очень скользких камнях. Не доходя до Ванны молодости, мы окунулись в один из больших вымытых водой ванн. Вода здесь довольно холодная, даже в жару не поднимается выше 9 – 11 ˚С.

Проходим еще немного – и выходим, наконец, к Ванне Молодости, где уже начинаются плановые экскурсии со стороны с. Соколиное.

Информация об объекте:
Ванна Молодости (Кара-Голь). Самый глубокий эрозионный котел в Каньоне, у подножия утеса Сторожевой (с тюрк. кара – черный, голь — озеро). Координаты: 44°31’31″N 34°0’29″E.

В Ванне Молодости всегда много людей, поэтому мы отправляемся дальше по нашему маршруту. Вскоре выходим на тропу по левому берегу Каньона. Здесь уже есть таблички с указанием основных маршрутных точек и путей. Пройдя еще немного, поворачиваем налево – к источнику Пания, где мы и пополним свои запасы пресной воды. Пания – крупнейший карстовый источник Крыма. Мощный поток воды просто вырывается из лесной расщелины. А недалеко отсюда – Голубое озеро, где также можно искупаться, что и делают некоторые туристы.

Голубое озеро Крыма

Возвращаемся от источника Пания на экскурсионную тропу на выход из Каньона. На выходе уже хорошо оборудован подъем в виде деревянных помостов и лестниц.

Следует отметить, что экскурсионный маршрут не сравнится с полным прохождением БКК, ведь самые зрелищные, хоть и более труднопроходимые места находятся как раз за Ванной Молодости вверх по Каньону. И мы всё же встречали пару – тройку групп, которые, по всей видимости, поставили себе цель дойти до самого конца. Это даже довольно любопытно, когда вы встречаете в узком ущелье после двух часов ходьбы людей, идущих навстречу, и рассказываете друг другу, что впереди, а что позади, и как далеко еще идти.

После выхода из Каньона, который здесь хорошо обустроен для зарабатывания денег на туристах, мы зашли в местную чайхану, где нас угостили чаем и предложили продегустировать много разных сортов меда. Там же нам рассказали, как добраться до нужного нам места ночлега – Чайного домика. На выходе заработала связь, так что здесь спокойно можно воспользоваться мобильным телефоном.

Далее дорога лежала по мосту через реку Коккозку, а там нас сразу встретили местные «зарабатывальщики денег», указав направление маршрута к водопаду Серебряные струи. Мол, идите прямо вдоль реки. Река та имеет название Сары-Узень. Мы сразу заподозрили что-то неладное, и не зря: навстречу нам уже шел лесник и своим взглядом как-бы говорил: «А я вас тут заждался». Мы уже было обрадовались, что нам не пришлось платить за вход в Каньон, ведь мы шли с противоположной стороны. При оплате посещения БКК одновременно оплачивается также посещение водопада Серебряные струи. Мы сказали, что направляемся к Чайному домику и не собираемся посещать водопад, на что лесник нам ответил, что ходить по лесу вообще запрещено в летний период. Разумеется, оплата БКК и водопада открыла нам эту массу возможностей. Отсюда мы уже пошли к водопаду по маркированной, хорошо оборудованной тропе.

Информация об объекте:
Водопад Серебряные струи. Один из самых полноводных водопадов Крыма, расположен в окрестностях с. Соколиное, на высоте примерно 900 метров над уровнем моря, в 3 км западнее от Большого Каньона Крыма. Координаты: 44°30’42″N 33°58’12″E.

Водопад, конечно, довольно живописен, хотя с Каньоном по красоте не сравнится. С шапки водопада, покрытой мхом, стекают струи воды, а под ними – небольшой грот. Вблизи водопада мы остановились, немного перекусили и выпили еще по стаканчику чая, который и здесь продается. Отсюда ведет тропа к искусственному Юсуповскому озеру, в котором царская семья разводила форель. У тропы стоит указатель, так что всё предельно ясно.

После того, как мы миновали это озеро, следовал продолжительный подъем в сторону Чайного домика. Вокруг лес, время от времени то и дело встречаются пробегающие между деревьев косули. Где-то в середине пути мы вышли на обзорную площадку, откуда можно было увидеть Большой Каньон во всей красе (см. на одной из фото). Теперь уже казалось, что каньон совсем далеко, хотя мы проходили его несколько часов назад. Ближе к вечеру мы подошли к стоянке Чайный домик.

Лесник здесь оказался добрый, дал нам бутыль воды, которым мы воспользовались, чтобы приготовить ужин. За стоянкой действительно ухаживают: здесь чисто, на территории расположено несколько площадок, оборудованных большими столами, кострищами, есть где взять дрова. Единственное, что попросил лесник, — чтобы мы не ломали деревья, а собирали ветки на земле. Ну а мы, собственно, природным вандализмом и не собирались заниматься. Здесь мы остановились на ночлег и стали разводить костер.